Ледоколы
Ермак
Ермак. Заложен в 1897 в Англии по проекту вице-адмирала С. О. Макарова, спущен на воду в 1898, вступил в строй в 1899. Капитально отремонтирован в 1915-1916. 14.11.1914 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. В 2.1918 обеспечивал переход кораблей Балтийского флота из Ревеля в Гельсингфорс и в 3-4.1918-из Гельсингфорса в Кронштадт. С 5.1918 находился в порту на хранении. 24.9.1918 передай Главоду. В период с 11.11.1919 по 29.5.1920 находился во временном подчинении Балтийского флота. Несколько позже переведен на Север. В 12.1939 совершив переход через зону боевых действий 2-й мировой войны, перешел из Мурманска в Лиепаю, а затем - в Ленинград. 22.12.1939 мобилизован вновь и включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в Зимней Войне, обеспечивал выход кораблей флота для действий против береговых батарей противника. 20.6.1940 возвращен Главсевморпути. 4.10.1941 принят от Наркомата Морского Флота, вооружен и включен в состав отряда особого назначения Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в Великой Отечественной Войне, осуществлял проводку кораблей флота, эвакуирующих гарнизоны Ханко и островов Финского залива, а также кораблей и конвоев к острову Лавснсари и в Морском канале. 17.6.1944 разоружен и возвращен Наркомату Морского Флота. В 1949 награжден орденом Ленина. В 1964 выведен из эксплуатации иразобран на металлв Мурманске.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
10000 |
97,5 х 21 ,8 |
7500 |
14 |
|
Царь Михаил Федорович
Волынец (до 8.5.1917 -Царь Михаил Федорович), с 1918 - Вяйнямёйнен, с 1923 - Суур-Тылл, с 11.11.1941 - Волынец. Построен в 1914 в Штеттине (Германия). 8.9.1914 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. У 19-27.2.1918 обеспечивал переход кораблей Балтийского флота из Ревеля в Гельсинфорс, а 12-17.3.1918 - из Гельсинфорса в Кронштадт. 29.3.1918 при выходе из Гельсинфорса захвачен финнскими белогвардейцами и под финнскими флагом уведен в Ревель, где поступил в распоряжение германского флота. Согласно Юрьевскому мирному договору подлежал возврату РСФСР, но в 12.1918 с ведома Советского правительства передан Финляндией буржуазной Эстонии. 6.8.1940 после принятия ЭССР в состав СССР включен в состав Эстонского государственного морского параходства Наркомата Морского флота. С 6.1941 входил в состав Балтийского Государственного Морского параходства. 4.10.1941 мобилизован, вооружен и 11.11.1941 включен в состав отряда особого назначения Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в Великой Отечественной Войне, обеспечивал проводку кораблей с эвакуированными гарнизонами Ханко и островов Финского залива Капитально отремонтирован и модернизирован в 1953.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
3600 |
73,8 х 17 ,1 |
5880 |
14,5 |
|
Город Ревель
Штрадт Ревель, с 1922 - Октябрь. Бывший ледокол Ревельского биржевого комитета, построеный в 1895 в Штеттине (Германия). 11.1.1915 мобилизован и зачислен в состав Балтийского флота. 5-10 и 13-19.4.1918 совершая переходы из Гельсинфорса в Кронштадт, обеспечил проводку кораблей Балтийского флота. С 9.1918 находился в порту на хранении. 27.5.1922 передан Петроградскому торговому порту. 23.11.1939 мобилизован вновь и включен в состав плавсредств тыла Краснознаменного Балтийского флота, участвовал в Зимней Войне. Летом 1940 разоружен и возвращен владельцу. 23.6.1941 принят от Лепморторгпорта Наркоматом Морского Флота и включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовал в Великой Отечественной Войне. 30.11.1941 погиб в Финского залива от ударов военно воздушных сил противника.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
1100 |
45,1 х 11,9 |
1600 |
14 |
|
Муртайя
Муртайя Бывший финнскими ледокол, построеный в 1890 в Бергзунде (Швеция). В 1914 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. В начале 4.1918 захвачен в Мариенхамне германскими войсками и передан буржуазной Финляндии.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
824 |
46,7 х 10 ,8 |
1267 |
12,5 |
|
Владимир
Владимир, с 11.1918 - Юри Вилмс, с 6.1940 - Кингисепп, с 8.12.1941 - КП-29, с 12.7.1943 - К-3, с 1944 - Ф-3. Бывший ледокольный буксирный параход Гектор, построеный в 1902 в Риге. Капитально отремонтирован и модернизирован в 1909. 4.7.1914 мобилизован, вооружен и 25.12.1915 включен в состав Балтийского флота. В конце 2.1918 из-за невозможности проводки во льдах оставлен в Ревеле, захвачен германскими войсками и с 11.11.1918 входил в состав флота буржуазной Эстонии. 19.8.1940 с принятием ЭССР в состав СССР включен в состав Краснознаменного Балтийского флота. Обеспечивал действия флота в годы Великой Отечественной Войне. После войны под наименованием МБ-23, РБ-25 и ОТ-25 в качестве буксирного парахода и отопителя входил в состав плавсредств тыла Краснознаменного Балтийского флота.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
319 |
33,9 х 7 ,7 |
725 |
10 |
2 - 75 2 пул. |
Петр Великий
Петр Великий. Бывший ледокол Рижского биржевого комитета, построеный в 1910 в Гётеборге (Швеция). В 1914 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. Осенью 1917 погиб в Финском заливе от подрыва на мине.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
2050 |
79,8 х 15,3 |
4200 |
14 |
|
Сампо
Сампо. Бывший ледокол маячного и лоцманского ведомства Финляндии, построеный в 1898 в Англии. В 1914 мобилизован и включен в состав Балтийского флота.В конце 1.1918 захвачен финнскими белогвардейцами Впоследствии до середины 60-х годов под тем же наименованием входил в состав флота Финляндии.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
1840 |
60,6 х 12 ,9 |
3052 |
12 |
|
Торос
Войма
Ораниенбаум
Ораниембаум, с 1924 - Транспортник, с 1.1.1932 - КП-1, с 12.7.1943-К-1. Ледокольный буксирный параход, построеный в 1914 в Англии. 22.6.1914 куплен Морведом и включен в состав Балтийского флота. В годы Зимней Войны и Великой Отечественной Войны, находясь в состав плавсредств тыла Краснознаменного Балтийского флота, обеспечивал действия сил флота.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
360 |
34,2 х 7 ,2 |
850 |
12 |
|
Лед
Лед, с 1924 - Красный первенец, с 1.1.1932 -КП-6, с 12.7.1943 К-6. Бывший ледокольный буксирный параход Днепр, построеный в 1914 в Стокгольме (Швеция) для Одесского порта. 22.7.1917 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. В 4.1918 захвачен в Мариенхамне финнскими белогвардейцами В 1922 возвращен Финляндией РСФСР согласно Юрьевскому мирному договору и сдан в порт на хранение. В 1931 расконсервирован и включен в состав плавсредств тыла Морских Сил Балтийского моря. Капитально отремонтирован в 1932 - 1933. Участвовал в обеспечении действий Краснознаменного Балтийского флота в годы Зимней Войны и Великой Отечественной Войны, использовался как буксирный параход.
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
300 |
32,1 х 6,7 |
3052 |
10 |
|
Тармо
Тармо. Бывший финнский ледокол, построеный в 1907 в Англии. В 1914 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. 25-27.2.1918 совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс. 21.3.1918 был захвачен при выходе в море финнскими белогвардейцами
Водоизмещение, т . | Габариты, м | Мощноть, л.с. | Скорость, узл. | Вооружение |
---|---|---|---|---|
2300 |
65,7 х 14,1 |
4000 |
13,5 |
|
Аванс, с 1922 -Апу. Бывший ледокол финнского торгового флота, построеный в 1890 в Германии. В годы 1-й мировой войны реквизирован и включен в состав Балтийского флота. С 11.1918 находился в порту на хранении. В 1922 возвращен Финляндии согласно Юрьевскому мирному договору.
Садко. Бывший финнский ледокольный буксирный параход Грёйаре, построеный в 1915. В годы 1-й мировой войны мобилизован и включен в состав Балтийского флота. 3.4.1918 захвачен в гавани Ганге (Ханко) германскими войсками и передан буржуазной Финляндии.
Снег, с 4.1918 -Ревал, затем -Ян Поска, с 6.1940 - Пярну, со 2.12.1941- Одесса, с 15 3.1942 - Т-301, с 12.7.1943- К-4. Бывший ледокольный буксирный параход Днестр, построеный в 1914 в Стокгольме (Швеция) для Одесского порта. 22.7.1917 мобилизован и включен в состав Балтийского флота. В конце 2.1918 совершил переход из Ревеля в Гельсинфорс В 4.1918 захвачен в Або (Турку) германскими войсками и 11.11.1918 перешел в руки буржуазной Эстонии, являлся военым кораблём эстонского флота, использовался для связи с островными постами и гарнизонами. 6.8.1940 после принятия ЭССР в состав СССР вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота. 19.8.1940 в качестве посыльного судна включен в состав плавсредств Краснознаменного Балтийского флота. 15.3.1942 вооружен и переоборудован в тральщик. Участвовал в Великой Отечественной Войне (обеспечение эвакуации гарнизонов Ханко и островов Финского залива, боевое траление). В 1943 разоружен, переформирован в буксирный параход и под наименованиями К-4 и МБ-14 до середины 50-х годов входил в состав плавсредств тыла Краснознаменного Балтийского флота.
Виндавец. Бывший ледокольный буксирный параход железнодорожного ведомства, построен в 1904 в Финляндии. В 7.1915 мобилизован и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В конце 2.1918 из-за невозможности проводки во льдах оставлен в Ревеле, захвачено германскими войсками и впоследокольныйствии передан Латвии по Рижскому мирному договору.
Геркулес, с 11.1918 - Тасуя. Заложен в 1909 в Санкт - Петербург, спущен на воду в 1909, вступил в строй в 6.1910. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В конце 2.1918 из-за невозможности проводки во льдах оставлен в Ревеле и захвачено германскими войсками. 11.11.1918 вошел в состав эстонского флота и впоследствии согласно Юрьевскому мирному договору был оставлен за Эстонией. 6.8.1940 с принятием ЭССР в состав СССР включен в состав КБФ. В период с 3.12.1940 по 4.10.1941 находился в распоряжении НК МФ, обеспечи¬вал проводку кораблей с эвакуированными гарнизонами Ханко и островов Финнами залива 4.10.1941 вновь вошел в состав плавсредств тыла флота. Участвовал в ВОВ, обеспечивал действия сил КБФ. 1.12.1941 затонул в Кронштад¬те от попадания авиабомбы противника. В 1942 поднят, восстановлен и 26.10.1942 вновь включено в состав КБФ. В послевоенный период под наи¬менованием МБ-128 и ОТ-65 в качестве морского буксира и ОТ входил в состав плавсредств флота.
Силач, с 5.1918 по 1922 - Ильмаринен, в период с 1942 по 5.1945-Нордлихт. Заложен в 1909 в Санкт - Петербург, спущен на воду в 1909, вступил в строй в 9.1910. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 5-10.4 и 11 - 19.4.1918 обеспечивал проводку корабль БФ из Гельсингфорса в Кронштадт. В конце 4.1918 вновь был послан в воды Финляндии для вывода 4-го отряда и 4.5.1918 захвачен в Котке финнами. В 1922 возвращен Финляндией РСФСР соглас¬но Юрьевскому мирному договору и передан Мортрану. В период с 25.10 по 1.12.1940 находился в состав плавсредств тыла КБФ, после чего был возвращен БГМП. К началу ВОВ находился в ремонте в Лиепае и 24.6.1941 во избежание захвата противником затоплен командой в Военой гавани. Впоследствии поднят германскими флотом и вновь введен в строй. После ВОВ до конца 50-х гг. входил в состав БГМП ММФ, а затем был выведен из эксплуатации и разобран на металл.
Гернмарк. Бывший ледокольный. буксирный параход Рижского биржевого комите¬та, построен в 1891. В годы 1-й мировой войны мобилизован и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и Ледовом походе (9-16.4.1918).11.12.1920 согласно Рижскому мирному договору возвращен Латвии и исключен из списков.
Ледокол № 1, с 1924 - Крестьянин, с 1.1.1932 - КП-12, с 16.4.1937- КП-17, с 12.7.1943 - К-33. Бывший портовый ледокол Петроград¬ского торгового порта, построеный в 1902 в Финляндии. В годы 1-й мировой войны мобилизован и включено в состав БФ. Участвовало в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. Капитально отремонтирован в 1932-1933. В годы ФСВК и ВОВ обеспечивал действия корабль КБФ, использовался как буксирный параход.
Пернов, с 6.1919-Пилот. Бывший ледокольный буксирный параход Пернау, построен в 1897 в Гётеборге (Швеция). В годы 1-й мировой войны мобилизован и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В 4.1918 захвачен германскими войсками в водах Финляндии и уведен в Рижский залив. 3.1.1919 освобожден красными латышскими стрелками и в качестве боевого судна включен в состав При¬морского отряда флотилии Советской Латвии. Участвовал в гражданской войне 23.5.1919 после падения Риги захвачен речной флотилией ландесвера и включен в ее состав, а 21.6.1919 взят в качестве трофея в Рижском заливе эстонским эсминцем Леннук и зачислен в состав флота Эстонии. В 8.1940 с принятием ЭССР в состав СССР включен в состав плавсредств Таллинского морского торгового порта НК МФ. 28.8.1941 утрачен при оставлении Таллина частями Красной Армии.
Рудольф Керковиус, затем Юрса и Тылль. Бывший ледокольный буксирный пароход Рижского биржевого комитета, построен в 1898 в Швеции. В годы 1-ой мировой войны мобилизован и включен в состав БФ. Участвовал в мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В кон¬це 2.1918 из-за невозможности проводки во льдах оставлен в Ревеле, захвачен германскими войсками и уведен в Ригу. С 3.1.1919 после освобождения Риги красными латышскими стрелками находился в распоряжении Управления портов Латвии. 23.5.1919 захвачен речной флотилией ландесвера, вооружен и включен в ее состав 21.6.1919 взят в ка¬честве трофея в Даугавгриве (Усть-Двинске) кораблями Эстонии и до 1936 входил в состав плавсредств Таллинского порта.
Трувор. Бывший ледокол Слейпнер, построен в 1896 в Дании. 13.2.1914 куплен Морведом и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 11 - 19.4.1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 11.1918 находился в порту на хранении. 6.12.1921 передан Мортрану. 23.11.1939 вновь включен в состав КБФ. Обеспечивал действия кораблей КБФ в ФСВК. Летом 1940 возвращен НКМФ, но 5.7.1941 вновь принят в состав плавсредств тыла КБФ. Участвовал в ВОВ. 25.8.1941 погиб у м. Юминданина от подрыва на мине.
Черноморский № 1. Ледокольный буксирный параход, построен в 1914 в Гельсинг¬форсе (Финляндия). В 1914 мобилизован и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах интернирован в Гельсингфорсе и 28.4.1918 захвачен финнами.
Черноморский № 2, с 1.1.1932 - Барометр, с 25.7.1941 - ТЩ № 56. Ледокольный буксирный параход, построен в 1914 в Гельсингфорсе (Финляндия). В 1915 мобилизован и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 10-16.4.1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 9.1918 находился в порту на долговременном хранении. В период с 29.4.1922 по 28.3.1925 находился в распоряжении МПО ОГПУ. 29.4.1922 переклассифицирован в посыльное судно, 15.7.1926 -в буксирный параход, 1.5.1928 -в учебное судно, 16.12.1930 -в гидрографическое судно, а 4.11.1932 -в тральщик. Капитально отремонтирован в 1937-1940. Участвовал в ФСВК и ВОВ. 28.8.1941 погиб у м. Юминданина от подрыва на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт.
Черноморский № 3. Ледокольный буксирный параход, построен в 1915 в Гельсинг¬форсе (Финляндия). В 1915 мобилизован и включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 11 -19.4.1918 совершил переход из Гельсингфорса в Крон¬штадт. В 5.1918 передан в состав ОВФ, затем входил в состав плавсредств ГВП МСБМ. 26.5.1922 передан Петроградскому торгового порту.
Черноморский № 4, с 1922 - Норд. Бывшый ледокольный буксирный
параход, построеный в 1914 в Гельсингфорсе (Финляндия). С началом 1-й мировой
войны вошло в состав плавсредств Свеаборгской крепости. Участвовало в 1-й мировой
в. и Февральской буржуазно-демократической революции. 10-19.4.1918 совершило
переход из Гельсингфорса в Кронштадт, осуществляло проводку во льдах других
кораблей флота. С 16.9.1921 по 22.2.1922 находилось в распоряжении МПО ОГПУ.
7.6.1922 передано Петроградскому торг. порту и исключено из списков флота. С
1928 входило в состав порт, плавсредств ЧГМП НКМФ.