Эскадренные миноносцы

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
1390
107 х 9,5
16350
31,5

5 - 102,

1 - 63,

2 пул,

9 т.а. 456 мм

 

Автроил. Заложен 27.10.1913 в Ревеле, спущен на воду 1.12.1914, вступил в строй 30.7.1917. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-19.4.1918,бои против германских оккупантов и эстонских националистов 28.11 и 4.12.1918,постановка минного заграждения у Шепелсвского маяка 8.12.1918; входил в состав ДОТ). 27.12.1918 в районе Таллина был поврежден в бою и захвачен англичанами С 3.1.1919 под наименованием Леннук входил в состав флота Эстонии, а в 1933 продан Перу и переименован в Альмиранте Гуиссе.

Изяслав (до 14.6.1915 -Громоносец), с 31.12.1922 - Карл Маркс. Заложен 27.10.1913 в Ревеле, спущен на воду 9.11.1914,вступил в строй 16.6.1917. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 11 - 17.4.1918) С 10.1918 по 10.12.1919 находился в резерве. Капитально ремонтировался с 1.11.1925 по 17.12.1927 и в 1934-1937. В 1930 - визит в Норвегию. Участвовал в Зимней войне и ВОВ 7,8.1941 погиб в бухте Хара-Лахт от ударов ВВС противника.

Прямислав(после 5.2.1925-Калинин). Заложен 27.10.1913 в Ревеле, спущен на воду 27.7.1915. В 10.1917 отбуксирован в Петроград для достройки и 20.7.1927 вошел в состав МСБМ. В 1929 -визит в Литву и в 1934 - в Польшу. Капитально ремонтировался с 14.6.1937 по 6.1941. Участвовал в ВОВ (оборона Финского залива и Таллина). 28.8.1941 при прорыве из Таллина в Кронштадт погиб у острова Мохни от подрыва на мине.

 

 

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
1260
98 х 9,34
30000
32

4 - 102,

1 - 63,

2 пул,

9 т.а. 456 мм

 

Азард, с 27.11.1928 -Артем. Заложен в 7.1915 в Петрограде, спущен на воду 22.5.1916,вступил в строй 10.10.1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-16.4.1918, постановка минного заграждения у Шепелевского и Толбухина маяков 10-15.8.1918, бои против германских оккупантов и эстонских буржуазно националистов в районе Азери-Кунда 4 и 24.12.1918, оборона Петрограда в 5-8.1919; входил в состав ДОТ). 25.10.1917 перешел на сторону Совойне власти. 4.6.1919 артиллерийским огнем потопил в Копорском заливе подводную лодку L-55. Капитально отремонтирован в 1923 и 1933. Участвовал в Зимней войне и ВОВ (оборона Рижского залива и Таллина). 28.8.1941 при прорыве из Таллина в Кронштадт погиб у острова Мохни от подрыва на мине.

Десна, с 31.12 1922 -Энгельс. Заложен 15.6.1915 в Петрограде, спущен на воду 22.10.1915,вступил в строй 12.8.1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-16.4.1918). С 10.1918 по 10.12.1919 находился в резерве. Капитально отремонтирован в 1922-1925 и 1932. Участвовал в Зимней Войне и ВОВ (оборона Рижского залива). 24.8.1941 погиб у мыса Юминданина от подрыва на мине.

Забияка, с 31.12.1922 -Урицкий, с 6.3.1951 - Реут. Заложен 6.9.1914 в Петрограде, спущен на воду 6.3.1915,вступил в строй 11.11.1915. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции, Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде и гражданской войне (подавление мятежа Керенского - Краснова 25.10 - 1.11.1917 и Ледовом походе 10-16.4.1918). С 10.1918 по 10.12.1919 находился в резерве. Капитально ремонтировался с 23.7.1923 по 3.9.1924 и с 26.10.1927 по 2.9.1929. 18.5.1933 вышел по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 5.8.1933 вошел в состав СВФ. Участвовал в Зимней Войне и ВОВ 6.3.1951 разоружен и переоборудован в учебное судно. 26.6.1954 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Летун. Заложен 15.6.1915 в Петрограде, спущен на воду 22.10.1915,вступил в строй 11.7.1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-16.4.1918). 12.10.1916 у строва Вульф, подорвался на мине и был сильно поврежден. В строй не вводился, 31.5.1922 исключен из списков МСБМ, а в 1927 разобран на запчасти и металлолом.

Орфей. Заложен 23.10.1914 в Петрограде, спущен на воду 22.10.1915,вступил в строй 19.3.1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-17.4.1918). Осенью 1917 подорвался на мине и был сильно поврежден. В строй не вводился, 31.5.1922 был исключен из боевого состав МСБМ, стал использоваться в качестве УТС. Осенью 1929 носовая часть корпуса отделена и установлена на эсминец Володарский. 28.1.1931 разобран на металл.

Победитель, а 31.12.1922 - Володарский. Заложен в 1913 в Санкт - Петербурге, спущен на воду 23.10.1914,вступил в строй 23.10.1915. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (подавление мятежа Керенского - Краснова 29.10-1.11.1917 и Ледовом походе 10-16.4.1918). С 10.1918 по 11.1919 находился в резерве. Капитально ремонтировался в 1923-1924 и 1934-1937. В 1934 - визит в Польшу. Участвовал в Зимней войне и ВОВ (оборона Рижского залива н Таллина). 28.8.1941 при прорыве из Таллина в Кронштадт погиб у острова Мохни от подрыва на мине.

Самсон, с 31.12.1922 по 17.12.1946 - Сталин, с 16.6.1951 - ПКЗ-37. Заложен в 7.1915 в Петрограде, спущен на воду 23.5.1916,вступил в строй 21.11.1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции, Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25.10.1917 и гражданской войне (подавление мятежа Керенского - Краснова 25.10-1.11.1917, Ледовом походе 10-16.4.1918). С 10.1918 по 11.1919 находился в резерве. Капитально ремонтировался в 1925-1926 и 1933-1936. В 1930 - визит в Норвегию. 2.7.1936 ушел из Ленинграда Северным морским путем во Владивосток и 17.10.1936 вошел в состав ТОФ. Участвовал в обеспечении боевых действий у оз. Хасан в 8.1938. 17.12.1946 переформ. в несамоходное УС, а 16.6.1951 разоружен и переклассифицирован в ПКЗ.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
1260
98 х 9,34
33600
32

4 - 102,

1 - 40,

2 пул,

9 т.а. 456 мм

 

Гавриил. Заложен 15.11.1913 в Ревеле, спущен на воду 23.12.1914,вступил в строй 26.11.1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-16.4.1918, оборона Петрограде в 1919, подавление мятежа на форту Красная Горка 14.6.1919, отражение набега англичанами ТКА на Кронштадт 18.8.1919 и др.).10.1919 погиб в Копорском залива от подрыва на мине.

Константин. Заложен 24.11.1913 в Ревеле, спущен на воду 30.5.1915,вступил в строй 6.5.1917. Участвовал в 1-й мировой войне и гражданской войне (Ледовый поход. 10-16.4.1918, постановка мз 23.6 и 3.10.1919; входил в состав ДОТ). 21.10.1919 погиб в Копорском залива от подрыва на мине.

Владимир (с 30.8.1917 - Свобода). Заложен 24.11.1913 в Ревеле, спущен на воду 5.8.1915,вступил в строй в 1917. Участвовал в 1-й мировой войне и гражданской войне (Ледовый поход. 10-16.4.1918, подавление мятежа на форту Красная Горка 13.6.1919, постановка мз 23.6 и 3.10.1919; входил в состав ДОТ). 21.10.1919 погиб в Копорском залива от подрыва на мине,

Капитан Изыльметьев, (с 31.12.1922 – Ленин) Заложен 16.11.1913 в Санкт - Петербурге, спущен на воду 21.10.1914,вступил в строй 11.7.1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 11-17.4.1918). С 10.1918 по 17.9.1919 находился на долговременном хранении. Капитально отремонтирован в 1924-1926. В 1929 - визит в Германию. 23.3.1940 переформирован в учебный эсминец. К началу ВОВ находился в ремонте в Лиепае и 24.6.1941 ввиду невозможности вывода но приказу командования взорван экипажем. В период оккупации Лиепаи был поднят германских войсками, но вновь затонул в аванпорту. В послевоенный период поднят АСС КБФ и сдан на металлолом.

Капитан 1-ого Ранга Миклухо-Маклай (до 14.6.1915 -Капитан Кингсберген), с 18.12.1918 - Спартак. Заложен 23.10.1914 в Петрограде, спущен на воду 14.8.1915,вступил в строй в 1917. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-17.4.1918, постановка минного заграждения 10.8, 14.8 и 8.10.1918; входил в состав ДОТ).12.1918 в бою сел на мель банки Девельсей в районе Таллина и захвойне англичанами 3.1.1919 передан англичанами флоту Эстонии и переименован в Вамбола. 8.12.1919 восстановлен и введен в строй. Летом 1919 на эсминце была предпринята попытка поднять красный флаг и уйти в Кронштадт. В 1933 был продан Перу и переименован в Альмиранте Виллар.

Капитан Белли (после 13.7.1926- Карл Либкнехт). Заложен 16.11.1913 в Санкт - Петербурге, спущен на воду 10.10.1915,вступил в строй 3.8.1928. В 8.1933 ушел по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 21.9.1933 вошел в состав СВФ. Капитально отремонтирован в 28.10.1940 и 10.1944. Участвовал в Зимней войне и ВОВ (22.4.1945 потопил подводную лодку U-286). 3.6.1955 разоружен, исключен из боевого состав и переоборудован в плавпричал.

Капитан Керн (после 31.5.1925 Куйбышев). Заложен 21.11.1913 в Санкт - Петербурге, спущен на воду 14.8.1915,вступил в строй 15.10.1927 (достройка началась в 10.12.1924). В 1929 - визит в Германию. 18.5.1933 ушел по Бсломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск и 5.8.1933 вошел в состав СВФ. Капитально отремонтирован в 1935-1938, Участвовал в Зимней войне и ВОВ 24.7.1943 иагражданской орденом Красного Знамени. 30.12.1955 переформирован в ОС, а 12.12.1956 сдан в ОФИ для разборки на металл,

Лейтенант Ильин, с 3.7.1919- Гарибальди, с 14.2.1928 - Войковойне Заложен 16.11.1913 в Санкт - Петербурге, спущен на воду 15.11.1914,вступил в строй 29.11.19-16. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10,-22.4.1918). С 9.9.1918 по 17.9.1919 находился на долговременном хранении. Капитально отремонтирован с 15.11.1924 по 8.6.1926 и в 1933-1934. В 1929 -визит в Клайпеду (Литва). 2.7.1936 ушел из Ленинграда Северным мореским путем во Владивосток н 17.10.1936 вошел в состав ТОФ. Участвовал в ВОВ (десант в Сейсин 14.8 и Гензан 17.8.1945). 17.9.1945 награжданской орденом Красного Знамени. 17.6.1949 передан владивостокской организации ДОСФЛОТ.

Новик

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
1280
102,43 х 9,53
41910
37,3

4 - 102,

4 пул,

8 т.а. 456 мм

Новик, с 13.7.1926 -Яков Свердлов Заложен 19.7.1910 в Санкт - Петербурге на добровольные пожертвования, спущен на воду 21.6.1911,вступил в строй 22.8.1913. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. С 9.9.1918 находился на долговременном хранении. Капитально отремонтирован и мод. с 26.9.1925 по 30.8.1929 и с 28.11.1937 по 8.12.1940.переформирован в учебный эсминец. Участвовал в ВОВ (оборона Таллина).погиб у острова Мохни при прорыве из Таллина в Кронштадт от подрыва на мине.

 

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
710
71,9 х 7,41
6200
25

2 - 102,

4 пул,

3 т.а. 456 мм

Всадник, с 31.12.1922 -Сладкое. Заложен 18.7.1904 в Германии, спущен на воду 24.8.1905,вступил в строй в 6.1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером.Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1914-1915. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. Гельсингфорсе, откуда 5-7.5.1918 совершил переход в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (подавление мятежа на форту Красная Горка И.0.191У, оборона 21.10.1919 и обеспечение тральных работ 8 и 11.11.1919; в 7.1919 был прикомандирован к ОВФ). 18.10.1926 сдан в порт для ликвидации, а 20.7.1929 разобран на металл.

Гайдамак. Заложен 18.7.1904 в Германии, спущен на воду 24.8.1905,вступил в строй в 6.1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1914-1915. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-18.4.1918, подавление мятежа на форту Красная Горка 14.6.1919, постановка минного заграждения 23.6.1919 и оборона Петрограде 21.10.1919, входил в состав ДОТ). С 31.5.1922 находился на долговременном хранении. 24.4.1927 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Амурец, с 31.12.1922 –Железняков Заложен в 1904 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1914- 1915. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-19.4.1918, Видлицкая десантная операция ОВФ 27.6.1919).9.11.1926 перекласс, в посыльное судно. С 1.5.1933 по 1.7.1938 находился на долговременном хранении. 5.9.1938 переформирован в ПКЗ, но вскоре был разоружен и исключен из списков флота. Корпус эсминца до 1947 использовался Осоавиахимом.

Уссуриец, с 31.12.1922 -Рошаль. Заложен в 1904 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1907,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1915. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. в 4.1918 и Видлицкая десантная операция ОВФ 27.6.1919) 25.3.1922 передан в распоряжение УО МСБМ для обучения личного состав. С 31.5 по 11.11.1922 находился в порту на хранении; 20.2.1923 законсервирован, вновь введен в строй, а 29.4.1927 сдан в ОФИ для разборки на металл.

 

Охотник

Генерал Кондратенко

Пограничник

Сибирский стрелок

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
750
75,2 х 8,3
3650
25

3 - 102,

2 пул,

3 т.а. 456 мм

Пограничник. Заложен в 3.1905 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1911 -1912. Участвовал в 1-й мировой войне . С 5.1918 находился на долговременном хранении. В 1924 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Сибирский Стрелок, с 10.12.1920 - Конструктор, с 10.7.1956-ОТ-29. Заложен в 1905 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1911 -1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход 11-20.4.1918) С 5.1918 находился на долговременном хранении. 10.9.1925 передан Остехбюро ВСНХ и переклассифицирован в ОС. С 31.12.1939 состоял в распоряжении НИМТИ ВМФ. 3.8.1941 переклассифицирован в СКР. Участвовал в Зимней войне и ВОВ; с 3.8.1941 по 16.10.1944 входил в состав ЛВФ. 4.11.1941 был тяжело поврежден в районе Осиновца ВВС противника 13.4.1943 отремонтирован, введен в строй и переформирован в канонирскую лодку. 3.1.1945 вновь переоборудован в ОС. 10.7.1956 переведен в класс отопителей. 1.6.1957 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Генерал Кондратенко. Заложен в 1905 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1911 - 1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 11 - 18.4.1918). В 5.1918 сдан в порт на хранение. В 1924 разобран на металл.

 

Доброволец

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
620
72,5 х 8,2
6500
25

2 - 102,

1 - 37,

6 пул,

3 т.а. 456 мм

 

Москвитянин. Заложен в 1904 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1909-1910 и 1915. Участвовал в 1-й мир войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Лед пох. 10-16.4.1918). С 5.1918 находился в резерве. 15.10.1918 ушел по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и 25.11.1918 вошел в состав АКВФ. Участвовал в гражданской войне 21.5.1919 погиб в бою с кораблями противника в Тюб-Караганском залива 10.1.1920 поднят белогвардейцами и включен в состав их флотилии, но 28.3.1920 затоплен ими при отступлении из Петровска.

Финн, с 2.1919-Карл Либкнехт. Заложен в 1901 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1909 -1910 и 1915 - 1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. в 4.1918). С 5.1918 находился в резерве. 7.10.1918 ушел по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и в 11.1918 вошел в состав АКВФ. Участвовал в гражданской войне (5.5,1919 взял в плен белогвард. п/х Лейла, и др.). 24.4.1920 награжданской Почетным революции Красным знаменем ВЦИК. С 31.7.1919 входил в ВКВФ и с 5.7.1920 - в МСКМ. В 9.1921 содействовал частям РККА в ликвидации буржуазно-националистских банд в Ленкоранском уезде. В 1-5.1923 - стационер в Энзели (Иран). С 13.6.1923 находился в порту на хранении. 1.12.1925 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Эмир Бухарский, с 12.4.1919 -Яков Свердловойне Заложен в 1904 в Гельсингфорсе на добровольные пожертвования, спущен на воду 30.12.1904,вступил в строй в 1905. До 27.9.1907 числился минным крейсером. 18.7.1906 экипаж эсминца отказался стрелять по восставшему гарнизону Свеаборгской крепости. Капитально отремонтирован в 1909-1910 и 1914-1915. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. в 4.1918, постановка минного заграждения в 8.1918). В 10.1918 ушел по Мариинской системе из Петрограде в Астрахань и 20.10.1918 вошел в состав АКВФ. С 31.7.1919 входил в ВКВФ и с 5.7.1920 -в МСКМ Участвовал а гражданской войне (бои в районе Царицына и в Азербайджане в 1919-1920). В 1-3.1923 -стационер в Энзели (Иран). С 13.6.1923 находился в порту на хранении, а 1.12.1925 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
450
63,55 х 7,0
5960
28

2 - 102,

1 - 37,

4 пул,

2 т.а. 456 мм

Донской Казак. Заложен в 1905 в Риге на добровольные пожертвования, спущен на воду 25.2.1906,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1911 -1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-18.4.1918).С 5.1918 находился на долговременном хранении. В 1924 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Забайкалец. Заложен в 1905 в Риге на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1911-1912, Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Лед. мол. II 19.4.1918). С 5.1918 находился па долговременном хранении. В 1923 сдан и ОФМ для разборки на металл.

Стерегущий. Заложен и 1904 в Риге на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1911 -1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демокр, революции и гражданской войне (Ледовый поход. в 4.1918). С 5.1918 находился на долговременном хранении. В 1924 сдан в ОФИ для разборки па металл.

Страшный. Заложен в 1904 в Риге на добровольные пожертвования, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1911-1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. в 4.1918). С 5.1918 находился на долговременном хранении. В 1924 сдан в ОФИдля разборки па металл.

Туркменец-Ставропольский (до 1908 - Трухменец), с 15.6 по 28.7.1920 - Мирза Кучук, с 31.12.1922 - Альтфатер, с 1945 - Советский Дагестан. Заложен в 1904 в Риге на добровольные пожертвования, спущен на воду и 1904,вступил в строй в 1905. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1910. Участвовал в 1-ой мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовй поход 10-19.4.1918). С 5.1918 находился в резерве. 21.11.1918 перечислен в состав ВВФ и 13.5.1919 -АКВФ. С 31.7.1919 входил в ВКВФ, с 5.7.1920 - в МСКМ и с 27.6.1931 -в КВФ. Участвовал в боях с контрреволюционными бандами в районе Ленкорани в 7-9.1920. В 6.1922 -визит в Иран. В 1922-1924 стационер в портах Энзелн и Астара (Иран). Капитально отремонтирован и модернизирован с 26.5.1925 по 30.5.1929. 23.8.1920 переклассифицирован в канонирскую лодку участвовал в ВОВ. 18.7.1949 передан астраханской организации ДОСФЛОТ для использования в качестве УС и исключен из списков флота.

Украина, с 15.6 по 8.1920 - Карл Маркс, с 10.12.1923 - Бакинский рабочий. Заложен в 1901 в Риге па добровольные пожертвования, спущен на воду в 1904,вступил в строй в 1905. До 279.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1910. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-19.4.1918). С 5.1918 находился в резерве. 24.10.1919 ушел по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и 7.5.1920 вошел в состав МСКМ. Участвовал в боях с контрреволюционными бандами в районе Ленкорани в 10.1920-10.1921. В 6.1922 и в 6.1928 -визиты в Иран. 23.8.1926 переклассифицирован в канонерскую лодку. Капитально отремонтирован с 30.12.1923 по 29.4. 1925 и с 1.7.1931 по 29.12.1932 (модернизирован). Участвовал в ВОВ 18.7.1949 передан бакинской организации ДОСФЛОТ для использования в качестве УС и исключен из списков флота.

Войсковой, с 15.6 по 8.1920 - Фридрих Энгельс, с 31.12.1922-Маркин. Заложен в 1904 в Риге на добровольные пожертвования, спущен на воду в 12.1904,вступил в строй в 6.1905. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтирован в 1909-1910. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-18.4.1918). С 5.1918 находился в резерве. 24.10.1919 убыл по Мариинскои системе из Петрограда в Астрахань и 7.5.1920 вошел в состав МСКМ. Участвовал в боях с контрреволюционными бандами в районе Ленкорани в 12.1920. В 6.1922 и в 6.1928 - визиты в Иран. 23.8,1926 переклассифицирован в канонирскую лодку. Капитально отремонтирован в 1922-1923 и 1929-1931 (модернизирован). Участвовал в ВОВ 18.7.1949 передан сталинградской организации ДОСФЛОТ для использования и качестве УС и исключен из списков флота.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
450
63,55 х 7,0
5960
28

2 - 75,

6 пул,

3 т.а. 450 мм

Бдительный. Заложен 26.2.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1910- 1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции .14.11.1917 погиб в Ботническом залива от подрыва на мине.

Боевой. Заложен 26.2.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1910-1911. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах интернирован в Гельсингфорсе, откуда 5-7.5.1918 совершил переход в Кронштадт. В 5.1918 сдан в Порт на хранение. В 1924 разобран на металл.

Бурный. Заложен 25.3.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-17.4.1918). В 5.1918 сдан в порт на хранение. В 1925 разобран на металл и 21.11.1925 исключен из списков РККФ.

Внимательный. Заложен 16.5.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Лед пох. 11 -17.4.1918). С 5.1918 находился в резерве. В 10.1921 переоборудован в тральщик и участвовал в боевом тралении. 26.5.1922 сдан в порт на хранение, а затем разобран на металл и 21.11.1925 исключен из списков РККФ.

Внушительный, с 5.2.1925 –Мартынов. Заложен 3.8.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 9-17.4.1918; в 6.1919 был прикомандирован к ОВФ). С 5.1918 по 5.1919 находился в резерве. 1.10.1921 переоборудован в тральщик и в 1921-1922 Участвовал в боевом тралении. 23.1.1926 сдан в порт на хранение и разоружен, но 16.1.1928 расконсервирован и переформирован в УК ВМА РККФ. С 6.12.1930 находился в порту на хранении. 27.7.1931 передан в распоряжение Северной судоверфи для организации Осоавиахима. С 8.7.1934 после Капитально отремонтирован вновь входил в состав МСБМ. Участвовал в Зимней войне (в качестве СКР). 12.10.1940 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Выносливый, с 5.2.1925 -Артемьев Заложен 3.8.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 11-20.4.1918; в 6-7.1919 входил в состав ДОТ судов Ладожского озера). С 5.1918 по 5.1919 находился в резерве. 1.10.1921 переоборудован в тральщик и в 1920-1925 Участвовал в боевом тралении. 28.7.1926 перекласс, в посльное судно. В 1928 сдан в порт на хранение, а в 1932 передан Осоавиахиму для использования в качестве УС и исключен из списков флота. Корпус корабля находился в Ленинграде на р. Екатерингофка и затонул в годы ВОВ. В 1947 поднят и разобран на металл.

Инженер-механик Дмитриев, с 5.2.1925 - Рошаль. Заложен 26.1.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10- 18.4.1918, оборона Петроград в 10. 1919; в 1919 находился на Ладожском оз.). С 5.1918 по 5.1919 находился в резерве. В 1920 переоборудован и 1.5.1922 переклассифицирован в тральщик. В 1921 -1924 Участвовал в боевом тралении. 28.7.1926 переклассифицирован в посыльное судно. 19.4.1928 сдан в порт для реализации, а 18.11.1929 передан Рудметаллторгу и исключен из списков флота.

Инженер-механик Зверев, с 5.2.1925 - Жемчужин. Заложен 15.1.1905 в Эльбинге (Германия), спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем Капитально отремонтирован в 1910-1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражд, войне (Лед. пох. 10-17.4.1918; в 1919 находился на Ладожском оз.). С 5. 1918 по 5.1919 находился в резерве. В 1920 переоборудован и 1.5.1922 переклассифицирован в тральщик. В 1921-1922 Участвовал в боевом тралении. 15.5.1926 переклассифицирован в посыльное судно. С 9.11.1926 находился в порту на хранении. 17.1.1930 сдан в ОФИ для разборки на металл.

 

 

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
400
56,6 х 6,3
5800
27

2 - 75,

6 пул,

2 т.а. 450 мм

Искусный. Заложен в 1905 во Франции, спущен на воду 11.7.1905,вступил в строй в 1.1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1913. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 9-15.4.1918). С 5.1918 находился на долговременном хранении. 9.1.1924 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Крепкий. Заложен в 1905 во Франции, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1906. До 27.9. 1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912-1913. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10- 15.4.1918). С 5.1918 по 1920 находился на долговременном хранении. В период с 21.3 по 12.5.1922 входил в состав Финнско-Ладожского отряда судов МПО ОГПУ. 20.5.1922 персформирован в учебный эсминец. 27.12.1922 сдан в порт на хранение, а 5.12.1924 -в ОФИ для реализации.

Легкий. Заложен в 1905 во Франции, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 9.1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912-1913. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах был интернирован в Гельсингфорсе, откуда 5-7.5.1918 совершил переход в Кронштадт. Участвовал в гражданской войне (постановка мз 19.11.1918; входил в состав ДОТ). 28.10.1920 передан в распоряжение Всевобуча. В 1924 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Лихой. Заложен в 1905 во Франции, спущен на воду 14.12.1905,вступил в строй в 4.1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 9-15.4.1918). В 5.1918 сдан в порт на хранение. С 23.3 по 29.5.1922 находился в распоряжении Финско-Ладожского отряда судов МПО ОГПУ. 30.5.1922 сдан в порт для ликвидации.

Ловкий. Заложен в 1905 по Франции, спущен на воду п 1905, вступил в строй в 4.1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912- 1913. Участи, и 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 9-16.4. 1918; входил в состав ДОТ). С 21.3 по 20.5.1922 находился в состав Финско-Ладожского отряда судов МПО ОГПУ. 20.5.1922 переформирован в учебный минный заградитель. 5.12.1924 сдан в порт на хранение, а 20.6.1925 – в ОФИ для разборки на металл.

Меткий. Заложен в 1905 во Франции, спушен в 1905,вступил в строй в 1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912-1913. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции, Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25.10.1917 и гражданской войне (подавление мятежа Керенского-Краснова 26.10 - 1.11.1917, Ледовом походе 11 - 19.4.1918, обеспечение высадки десанта в Гугенбурге 28.11.1918; входил в состав ДОТ). С 21.3 по 29.5.1922 находился в распоряжении Финско-Ладожского отряда судов МПО ОГПУ. 30.5.1922 сдан в порт для ликвидации,

Молодецкий. Заложен в 1905 во Франции, спушен в 1905,вступил в строй в 1.1906. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1913-1914. Участи: в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. Я 16.4. 1918). С 5.1918 находился на долговременном хранении. В 1923 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Мощный. Заложен в 1905 во Франции, спушен на воду в 1905,вступил в строй в 12.1905. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912 1913. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности проводки но льдах был интернирован в Гельсингфорсе, откуда 5- 7.5.1918 совершил переход в Кронштадт. 21.11.1925 сдан в ОФИ для разборки па металл.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
475
64 x 6,4
6000
26

2 - 75,

6 пул,

2 т.а. 450 мм

 

Дельный. Заложен в 1905 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1900,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 11 -19.4.1918). 23.9.1918 переведен по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и 18.11.1918 вошел в состав ЛКВФ. С 31.7.1919 входил в ВКВФ, а с 5.7.1920-в МСКМ. Участвовал в гражданской войне (бои у острова Чечень в 5.1919 и Энзелийская операция в 5 1920). 23.8.1922 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Деятельный. Заложен в 1905 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1907,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1911-1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции, Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25.10.1917 и гражданской войне (подавление мятежа Керенского - Краснова 26.10- 1.11.1917 и Ледовом походе 9-16.4.1918). 23.9.1918 ушел по Мариинской системе из Петрограде в Астрахань и 18.11.1918 вошел в состав АКВФ. С 31.7.1919 входил в ВКВФ, а с 5.7.1920 -в МСКМ. Участвовал в гражданской войне (бои у острова Чечень в 5.1919 и Энзелийская операция в 5.1920). В 9-10.1922 -стационер в порту Энзели (Иран). 28.11.1922 сдан в порт на хранение, а 21.11.1925 - в ОФИ для разборки на металл.

Достойный. Заложен в 1905 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1914. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах был интернирован в Гельсингфорсе, откуда 5-7.5.1918 совершил переход в Кронштадт. С 5.1918 находился в резерве. 18.7.1919 передан в состав ОВФ. 20.10. 1919 ушел по Мариинской системе из Петрограде в Астрахань и 17.6.1920 вошел в состав ВКВФ, а 5.7.1920 - в МСКМ. Участвовал в боях на ленкоранском участке в 12.1920. С 31.12.1922 находился в порту на хранении. 21.11.1925 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Расторопный. Заложен в 1905 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1907,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1911 - 1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 11-20.4. 1918). 23.9.1918 ушел по Мариинской системе из Петрограде в Астрахань и 18.11.1918 вошел в состав АКВФ. С 31.7.1919 входил в ВКВФ, а с 5.7.1920 -в МСКМ. Участвовал в гражданской войне (оборона северной части Каспийского моря в 12.1918, бои у острова Чечень в 5.1919, под Царицыном летом 1919, Энзелийская операция в 5.1920). С 8.1922 находился в порту на хранении. 21.11.1925 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Сильный. Заложен в 1905 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1905,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1911 - 1912. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции .12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах был интернирован в Гельсингфорсе, откуда в 5.1918 совершил переход в Кронштадт. С 5.1918 находился в порту па хранении. В 1924 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Сторожевой. Заложен в 1905 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1906,вступил в строй в 1907. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован в 1912. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (Ледовый поход. 10-19.4.1918). С 1.7 по 15.10.1919 входил в состав ОВФ. 20.10.1919 ушел по Марнинской системе из Петрограде в Астрахань и 3.12.1919 вошел в состав ВКВФ. С 5.7.1920 входил в МСКМ. Участвовал в боях на ленкоранском участке в 12.1920. С 1922 находился в порту на хранении. 21.11.1925 сдан в ОФИ для разборки на металл,

Видный

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
510
64 x 6,4
6000
26

2 - 75,

6 пул,

2 т.а. 450 мм

Видный (до 9.3.1902 -Сиг). Заложен в 1901 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1904,вступил в строй в 8.1905. До 27.9.1907 числился миноносцем. Капитально отремонтирован п 1909 и 1913-1914. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах был интернирован в Гельсингфорсе, откуда в 5.1918 совершил переход в Кронштадт. С 5.1918 находился в порту на хранении. В 1922 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Громящий. Заложен в 1903 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1904,вступил в строй в 1905. До 27.9.1907 числился миноносцем Капитально отремонтирован в 1913-1914. Участи, в 1-Й мировой войне и Фсвр. буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах был интернирован. в Гельсингфорсе, откуда 5-7.5.1918 совершил переход в Кронштадт. С 5.1918 находился в порту на долговременном хранении. В 1924 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
300
58,1 х 5,64
3900
27сщзнкшпре хсъ фиифрщьу штсю вуттшы цг ы121809027

2 - 75,

6пул,

2 т.а. 450 мм

Поражающий (до 9.3.1902-Нырок). Заложен в 1898 в Санкт Петербурге, спущен на воду в 1898, вступ, в 1901. Капитально отремонтирован в 1908-1909 и 1913. До 1.1.1914 числилось миноносцем. Участвовал в 1-й мировой в. и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 из-за невозможности вывода интернирован в Гельсингфорсе, а в 5.1918 согласно условиям Брестского мирного договора возвращен РСФСР и совершил переход из Хельсинки в Кронштадт. 2.8.1918 ушел по Мариинской системе из Петрограда в Астрахань и 9.9.1918 в качестве миноносца перечислено в состав АКВФ. Капитально отремонтирован с 10.1918 по 11.1919. 12.11.1919 вошел в ВКВФ, а 5.7.1920 -в МСКМ. Участвовало в боях на ленкоранском участке в 2 1921. С 15.12.1921 находился в резерве, в 4.1923 разоружен, а 21.11.1925 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Прыткий (до 9.3,1902 -Сокол). Заложен в 1894 в Англии, спущен на воду в 1895, вступил в строй в 1895. До 1.5.1915 числилось миноносцем. Капитально отремонтирован в 1909-1910 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне (использовалось как тральщик) и Февральской буржуазно-демократической революции. 15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР. 10-19.4.1918, присоединившись к кораблям БФ, совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 2.8.1918 возвращено в класс миноносцев и ушел по Мариинской системе из Петрограда на Волгу. 24.8.1918 прибыл в Нижний Новгород и вошло в состав ВВФ. С 20.10.1918 входило в АКВФ, с 31.7.1919 -в ВКВФ, а с 5.7.1920 - в МСКМ. Участвовало в гражданской войне (бои под Казанью и на реке Кама в 8-10.1918, в низовьях рекм Волга и на Каспийском море в 1919- 1920). 16.8.1922 сдано в ОФИ для разборки на металл.

Подвижный (до 9.3.1902 -Альбатрос). Заложен в 1899 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1900,вступил в строй в 1901. Капитально отремонтирован-в 1910-1911 и 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне (с 1.1916 использовался как тральщик) и Февральской буржуазно-демократической революции. 15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР и 13.4.1918захвачен в Гельсингфорсе финами. Впоследствии под наименованием S-5 входил в состав флота Финляндии. По Юрьевскому мирному договору подлежал возврату РСФСР, но в 1922 как окончательно устаревший продан наслом Финляндии, которая сохраняла его в строю и резерве до 1929.

Послушный (до 9.3.1902-Коршун). Заложен в 1898 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 5.1898,вступил в строй в 6.1900. Капитально отремонтирован в 1915-1916. Участвовал в 1-й мировой войне (с 1.1916 использовался как тральщик) и Февральской буржуазно-демократической peволюции. 15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР и 13.4.1918 захвачен в Гельсингфорсе финнами. Впоследствии под наимеиованием S-3 входил в состав флота Финляндии. В 1922 возвращен по Юрьевскому мирному договору РСФСР, разобран на металл и исключен из списков флота.

Прозорливый (до 9.3.1902 -Гагара). Заложен в 1898 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1899,вступил в строй в 9.1901. Капитально отремонтирован в 1909-1910. Участвовал в 1-й мировой войне (с 1.1916 использовался как тральщик), Февральской буржуазно-демократической революции и гражданской войне (подавление мятежа Керенского-Краснова 29.10.1917). 15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР и 13.4.1918 захвойне в Гельсингфорсе финнами. Впоследствии под наименованиеме S-2 входил в состав флота Финляндии. По Юрьевскому мирному договору подлежал возврату РСФСР, но в 1922 как окончательно устаревший продан на слом Финляндии и сохранялся в строю ее флота. 4.10.1925 погиб во время шторма в Ботническом залива 5.8.1926 поднят Финляндией и сдан на слом.

Прочный (до 9.3.1902 - Ястреб). Заложен в 1898 в Санкт - Петербурге, спущен на воду 10.9.1898,вступил в строй в 6.1900. Капитально отремонтирован в 1910-1911. Участвовал в 1-й мировой войне (с 1.1916 использовался как тральщик) и Февральской буржуазно-демократической революции. 15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР. 10-16.4.1918, присоединившись к кораблям БФ, совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. 2.8.1918 ушел по Мариинской системе из Петрограде на Волгу и 24.8.1918 прибыл в Нижний Новгород. С 27.8.1918 входил в состав ВВФ, с 20.10.1918 -АКВФ, с 31.7.1919 - ВКВФ и с 5.7.1920 - МСКМ. Участвовал в гражданской войне (бои под Казанью и на р. Кама в 8-10.1918, в низовьях р. Волга и на Каспийском море в 1919-1920). 16.8.1922 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Резвый (до 9 3.1902 - Ворон). Заложен в 1899 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1899, вступил в строй в 9.1901. Капитально отремонтирован в 1910 и 1915. Участвовал в 1-й мировой войне (с 1.1916 использовался как тральщик) и Февральской буржуазно-демократической революции.15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР и 13.4.1918 захвачен в Гельсингфорсе финнами. Впоследствии под наимеиованием S-4 входил в состав флота Финляндии.В 1922 возвращен по Юрьевскому мирному договору РСФСР, разобран на металл и исключен из списков флота.

Ретивый (до 9.3.1902-Филин). Заложен в 1899 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1900,вступил в строй в 10.1901. Капитально отремонтирован в 1909-1910. Участвовал в 1-й мировой войне (с 1.1916 использовался как тральщик) и Февральской буржуазно-демократической революции. 15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР. 10-19.4.1918, присоединившись к кораблям БФ, совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт и вновь вошел в состав БФ. 2.8.1918 ушел по Мариинской системе из Петроград на Волгу и 24.8.1918 прибыл в Нижний Новгород. С 27.8.1918 входил в состав ВВФ, с 20.10.1918 - АКВФ, с 31.7.1919 -ВКВФ и с 5.7.1920-МСКМ. Участвовал в гражданской войне (бои под Казанью и на р. Кама в 8-10.1918, в низовьях р. Волга и на Каспийском море в 1919-1920). 16.8.1922 сдан в ОФИ для разборки на металл.

Рьяный (до 9.3.1902 -Сова). Заложен в 1899 в Санкт - Петербурге, спущен на воду в 1900, вступил в строй в 10.1901. Капитально отремонтирован в 1909-1910 и 1915-1916. Участвовалв 1-й мировой войне (с 1.1916 использовался как тральщик) и Февральской буржуазно-демократической революции. 15.3.1918 передан в распоряжение ФСРР и 13.4.1918 захвачен в Гельсингфорсе финнами.Впоследствии под наименованием S-1 входил в состав флота Финляндии. По Юрьевскому .мирному договору подлежал возврату РСФСР, но в 1922 как окончательно устаревший продан па слом Финляндии, которая сохраняла его в строю и резерве еще несколько лет.

Hosted by uCoz