Посыльные суда

Астарта, затем - плавмаяк Ленинград. Бывшая паровая прогулочная яхта, построеная в 1899 в Швеции для наследника шведского короля и в том же году куплено русским частным владельцем. 21.5.1915 мобилизована и включено в состав БФ. До 8.5.1916 относилось к классу учебных. 25.10.1917, нахо¬дясь в зоне Петроградского военной порта на Неве, перешла в распоря¬жение ВРК Петроград. С 5.1918 находились в порту на хранении. В 9.1921 передано в состав плавсредств Ускоренных курсов техников комсостава флота, 15.9.1921 в штормовую погоду получило повреждение корпуса о камни и затонуло в районе бухты Батарейная. В 1922 поднята и поставлено в порт на хранение. Впоследствии переоборудована в плавмаяк, уста¬навливавшийся при входе на Кронштадтский корабельный фарватер. С 6.1941 по 5.1945 находилась на долговременном хранении и после 1963 как устаревшая разобрано на металл.

Эрос, с 1918 - Труженик моря. Бывший товаро-пассажирский параход, построеный в 1892 в Швеции. Капитально отремонтировано в 1913. 12.8.1915 мобилизован, вооружено и включено в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции 25.10.1917, находясь на Неве в Петроградском морском торговом порту, перешло в под¬чинение ВРК Петроград, выполняло его приказания в ходе Октябрьского вооруженного восстания. 7-30.4.1918 экипаж судна совместно с Крас¬ной гвардией ФСРР Участвовало в обороне порта Котка и стоявших в нем судов от финнской армии. 1-2.5.1918 Участвовало в эвакуации людей и имущества БФ из Котки в Кронштадт. С 5.1918 находилось в порту на хранении. 30.10.1918 разоружено, пе¬редано Трансбалту и исключено из списков флота. Впоследствии в состав ЧГМП НКМФ выполняло грузовые перевозки на Черном море.

 

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
500
46,7 х 7,4
225
8
1 - 47

 

Роксана

Роксана,с 30.6 по 6.9.1919 -Ленин. Бывшый крейсер отдельного кор¬пуса пограничной стражи, построеный в 1893 во Франции. 1.8.1914 мобилизован и в качестве посыльного судна включен в состав БФ. Капитально отремонтирован в 1915. Участвовал в 1-й мировой в. и Февральской буржуазно-демократической революции 25.10.1917, находясь на Неве в зоне Петроградского военного порта, перешло в подчинение ВРК Петроград. 7-24.4.1918 совместно с Красной гвардией ФСРР участвовал в обороне порта Котка и стоявших в нем судов от финнской армии. 24.4 - 2.5.1918 Участвовал в эвакуации людей и имущества из Котки в Кронштадт. С 10.1918 находился в резерве, а в период с 19.3 по 6.9.1919 -в распоряжении МПС ВЧК. 30.11.1919 переоборудован и переклассифицирован в тральщик, Участвовал в боевом тралении в 1921 -1922. 23.8.1922 разоружен, сдан в порт на храпение и исключено из состав МСБМ. 23.9.1924 при наводнении в Кронштадте получил повреждения корпуса и лег на грунт у стенки гавани, а в 1928 сдан тресту Рудметаллторг для разборки на металл.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
157
37 х4,2
600
12
2 - 37

 

Кондор

Беркут

Беркут. Бывшый крейсер отдельного корпуса пограничной стражи, построеный в 1904. 1.8.1914 мобилизован и в качестве посыльного судна включено в состав БФ. Участвовало в 1-й мировой в. (использовалось для патрульной службы в Ботническом заливе) и Февральской буржуазно-демократической революции. В 4.1918 выведен из строя экипажем в Бьернеборге (Пори) при захвате города финнами.

Кондор. Бывшей крейсер отдельного корпуса пограничной стражи, построеная в 1902. 1.8.1914 мобилизован и в качестве посыльного судна включено в состав БФ. Участвовало в 1-й мировой в. (использовалось для патрульной службы в Ботническом заливе) и Февральской буржуазно-демократической революции. В 4.1918 выведено из строя в Бьернеборге экипажем при за¬хвате города финнами .

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
322
48,6 х 6,6
1200
13,5

4 - 47,

2 - 37

Орел

Орел. Бывшый крейсер отдельного корпуса пограничной стражи, построеный в 1896. Капитально отремонтирован в 1908. 1.8.1914 мобилизован и в качестве посыльного судна включен в состав БФ. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 30.5.1918 передан в отряд судов Убеко Балтийского моря и 22.8.1918 переклассифицирован в гидрографическое судно. С 28.3 по 3.6.1924 находи¬лся а порту на хранении, после чего передан в распоряжение Морского инженерного училища. 28.8.1924 вновь сдан в порт, а в 1928 продан тресту Рудметаллторг для разборки на металл.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
125
35,1 х 5,1
250
12
2 - 37

Кречет

Кречет (до 12.8.1915 -У). Бывшая финнами товаро-пассажирский параход Полярис, построеный в 1889 в Англии. 21.5.1915 мобилизован и зачислено в состав БФ. До 12.8.1915 относилось к классу транспортов. Участвовал в 1-й мировой войне (использовалось в качестве штабного корабля командующего БФ) и Февральской буржуазно-демократической революции. 11-20.4.1918 совершило переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 7.12.1918 по 20.6.1919 и со 2.6.1921 по 10.3.1922 находилось в распоряжении Трансбалта и использовалоеь в качестве товаро-пассажирского парахода. 20.12.1926 сдано Совторгфлоту и исключено из состав РККФ. К началу ВОВ входило в состав ДГМП НКМФ и было приписано к Владивостокскому порту. В 1941 мобилизовано вновь и в качестве ПБС ЭПРОН вошло в состав ТОФ. 17.4.1942 ввиду потребности в капитально отремонтировано разоружено и возвращено ДГМП. 14.12.1942 при сто¬янке на рейде Гонконга было обстреляно, получило повреждения и затонуло.

Водоизмещение, т . Размерения, м Мощноть, л.с. Скорость, узл. Вооружение
2844
85,8 х 11,6
2600
13,5


Копанец, с 13.3.1925 -Мина, с 1.1.1932 - ГМ-1, с 1939 - МТ-1, с 1948 -ТВ-4. Заложен в 1912 в Санкт Петербурге, спущен на воду в 1913, вступил в строй в 1913. Первоначально числился портовым судном минного полигона на Копанском озера Участвовал в Февральской буржуазно-демократической революции . С 5.1918 по 8.1924 находился в порту на хранении. До 15.5.1926 обслуживал минный полигон, после чего было поставлен в ГВП на прикол. С 17.6.1926 входил в состав отряда судов главного минера Кронштадтского военной порта, а в 1928-1931 находился в ГВП на хранении. Капитально отремонтировано в 1936. В 1939 передано в распоряжение МТУ КБФ. Участвовал в Зимней войне и ВОВ, обеспечивал боевую деятельность кораблей и подводных лодок КБФ. В 1948 переведено в разряд рейдовых плавсредств и переклассифицировано в торпедовоз.Копчик. Заложено в 1915 в Гельсингфорсе (Финляндия), спущено на воду в 1916, вступило в строй в 1916 (строилось как буксировщик артиллерийских щитов). Участвовало в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 11.3.1918 переклассифицировано в гидрографическое судно и включено в гидрографическиий отряд финнских шхер БФ. 11 -17.4.1918 совершило переход из Гельсинг¬форса в Кронштадт. С 10.1918 находилось в порту на хранении. 22.7.1919 расконсервировано и включено в дивизион сторожевх судов ДОТ БФ. Участвовало в гражданской войне (отражение атаки английских ТКА на Кронштадт 18.8.1919). 17.5.1921 передано в распоряжение МПО ОГПУ для использования в качестве сторожевого судна. 7.6.1923 затонуло в результате посадки на банку в районе пролива Хайлода. 31.8.1923 поднято СС Коммуна, 14.11.1923 принято от МПО в состав МСБМ и сдано в порт на хранение. Востановлено не было, а вооружение, механизмы и оборудование были установлены на другие корабли. В 1936 сдано в ОФИ для разборки на металл.

Копчик. Заложено в 1915 в Гельсингфорсе (Финляндия), спущено на воду в 1916, вступило в строй в 1916 (строилось как буксировщик артиллерийских щитов). Участвовало в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 11.3.1918 переклассифицировано в гидрографическое судно и включено в гидрографическиий отряд финнских шхер БФ. 11 -17.4.1918 совершило переход из Гельсинг¬форса в Кронштадт. С 10.1918 находилось в порту на хранении. 22.7.1919 расконсервировано и включено в дивизион сторожевх судов ДОТ БФ. Участвовало в гражданской войне (отражение атаки английских ТКА на Кронштадт 18.8.1919). 17.5.1921 передано в распоряжение МПО ОГПУ для использования в качестве сторожевого судна. 7.6.1923 затонуло в результате посадки на банку в районе пролива Хайлода. 31.8.1923 поднято СС Коммуна, 14.11.1923 принято от МПО в состав МСБМ и сдано в порт на хранение. Востановлено не было, а вооружение, механизмы и оборудование были установлены на другие корабли. В 1936 сдано в ОФИ для разборки на металл.

Коршун, с 5.2.1925-Пионер, с 13.11.1951 - Тагул, с 3.10.1957 - БРН-38. Заложено в 1915 в Гельсингфорсе (Финляндия), спущено на воду в 1916, вступило в строй в 1916 (строилось как буксировщик артиллерийских щитов). Участвовало в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 11.3.1918 переклассифицировано в гидрографическое судно и включено в гидрографический отряд финнских шхер БФ. 11 -15.4.1918 совершило переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 22.7.1919 входило в дивизион сторожевых судов ДОТ БФ. 17.5.1921 пере¬классифицировано в сторожевое судно и передано в распоряжение МПО ОГПУ. 31.10.1923 принято от МПО в состав МСБМ и сдано в порт на хранение. 24.11.1923 возвращено в класс посыльных судов и включено в сводный дивизион учебных судов МСБМ. С 1.10.1929 находилось в резерве, с 23.12.1929 входило в ОУК, с 13.4.1932 -в бригаду подводных лодок МСБМ и с 20.1.1935 -в бригаду ТКА КБФ. В 1938 разоружено и передано БГМП НКМФ. 10.11.1939 вновь принято в состав плавсредств бригады ТКА КБФ и 16.5.1941 переклассифицировано в канонирскую лодку. С 22.6.1941 входило в Шхерный отряд КБФ. Участвовало в ВОВ (оборона Ленинграда). 27.9.1941 затонуло в открытой части Ленинградского морского канала от ударов ВВС противника. 28-29.10.1943 поднято и 30.11.1945 после Капитально отремонтировано вновь вошло в состав КБФ. 13.11.1951 воз¬вращено в класс посыльных судов, 3.10.1957 переформировано в БРН, а 28.1.1959 сдано в ОФИ для разборки на металл.

Абрек

Абрек. Залож. в 1895 в Або (Финляндия), спущен на воду в 1896, вступил в строй в 1897. До 27.9.1907 числилось минным крейсером. 20.7.1906 в бухте Папон-Вийк при попытке части экипажа присоединиться к восстанию на учебном крейсере Память Азова было посажено офицерами на прибрежную от¬мель. 8.10.1908 передано в отдельный корпус пограничной стражи, переклассифицировано в крейсер и исключено из списков. 1.8.1914 вновь включено в состав БФ. Участвовало в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции 25.10.1917, находясь у причалов Петроградского морского торгового порта, перешло в распоряжение ВРК Петрограда, выполняло его приказания в ходе Октябрьского воору¬женного восстания. С 5.1918 находилось в порту на хранении. 22.8.1918 передано в Убеко Балтийского моря и переклассифицировано в гидрографическое судно. Капитально отремонтировано в 1921. 11.6.1921 сдано в порт на долговременное хранение, 19.4.1926 рас¬консервировано и переклассифицировано в посыльное судно, а 15.6.1940 - в ПБС. Участвовало в Зимней войне и ВОВ, обеспечивало базирование и боевую деятельность кор. КБФ. С 15.3.1943 находилось в порту на хранении. 28.7.1944 сдано в ОФН для реализации и исключено из списков флота, по продолжало использоваться во вспомогательных целях, а в 1948 разобрано на ме¬талл.

Воевода

Посадник

Воевода. Заложен в 1891 в Эльбннге (Германия), спущен на воду в 1892 вступил в строй в 1893. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Капитально отремонтировано в 1905-1906. 20.7.1906 в б. Папон-Вийк при попытке части экипажа присое диниться к восстанию на учебном крейсере Память Азова был посажен офицерами на прибрежную отмель. Участвовал в 1-й мировой в. и Февральской буржуазно-демократической революции. В 4.1918 захвачен в Бьернеборге (Пори) финнами и под наименованием Матти Курки введено в состав ВМС Финляндии. В 1922 согласно Юрьевскому мирному договору продано Финляндии по стоимости металлолома и до 1940 в качестве канонирской лодки, минного заградителя и сторожевого судна продолжал оставаться в строю финнского ВМС.

Посадник. Заложен в 1891 в Эльбннге (Германия), спущен на воду в 1892, вступил в строй в 1893. До 27.9.1907 числился минным крейсером. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В 4.1918 захвачен в Бьернеборге (Пори) финнами и под наименов. Клас Хорн введено в состав ВМС Финляндии В 1922 согласно Юрьевскому мирному договору продано Финляндии по стоимости металлолома и до 1940 в качестве канонирской лодки, минного заградителя и сторожевого судна продолжал оставаться в строю финнского ВМС.

Разведчик

Дозорный

Дозорный. Заложен в 1903 в Або (Финляндия), спущен на воду в 1904,вступил в строй в 1905. До 24.3.1906 числился портовым судном и использовался в качестве конвоира императорских яхт. Капитально отремонтирован в 1916. Участвовал в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. 25.10.1917, находясь на Неве в районе Шлис¬сельбурга, перешел в подчинение ВРК Петрограда и осуществлял контроль за проходящими к столице судами. С 1918 по 30.8.1919 находился в состав спасательного отряда БФ, использовался в качестве промерного судна. 30.11.1919 переклассифицирован в тральщик, Участвовал в боевом тралении в 1920-1921, С 24.10.1923 по 17.5.1924 находился в распоряжении МПО ОГПУ, после чего сдан в порт на хранение. 16.1.1928 расконсервиро¬вано и переформиоован в учебное судно. 10.5.1931 передан в распоряжение лоцдистанции Финнского залива. С 15.12.1931 вновь находился в порту на хранении.В 1937 переоборудован в опытовое судно и передан в отряд судов НИМТН ВМФ для оборудования экспериментальной размагничивающей обмот¬кой. В период с 9.12.1939 по 28.6.1940 в качестве сторожевого корабля входил в состав ЛВФ. Участвовал в Зимней войне. Капитально отремонтирован в 1940-1941. В годы ВОВ находи¬лся в ГВП КБФ на долговременном хранении. 23.5.1957 сдано в ОФИ для разборки на металл.

Разведчик, с 8.1944 -Т-31, с 7.2.1948 - Иней. Заложен в 1903 в Або (Финляндия), спущен на воду в 1904, вступил в строй в 1905. До 24.3.1906 числился портовым судном и использовался в качестве конвоира императорских яхт. Капитально отремонтирован в 1916. Участвовал в 1-й мировой войне, Февральской буржуазно-демократической революции и Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25.10.1917. С 1918 по 30.8.1919 находился в состав спасательного отряда БФ, использовался в качестве промерного судна. 30.11.1919 переклассифицирован в тральщик, Участвовал в боевом тралении в 1920-1922. С 24.10.1923 по 17.5.1924 находился в распоряжении МПО ОГПУ, после чего сдан в порт на хранение 7.5.1925 возвращено в класс посыльных судов и входил сначала в состав плавсредств морского полигона, а с 17.6.1926 - Ленинградского военного порта. В 1935 передан в состав плавсредств НТК ВМС. Капитально отремонтирован в 1935-1937 В 1937 переформировано в опытовое судно и 1.1.1939 включено в отряд судов ПИМТП ВМФ В период с 9.12.1939 по 28.6.1940 в качестве сторожевого корабля входило в сост ЛВФ, после чего было возвращено НИМТИ ВМФ. Участвовало в Зимней войне 24.6.1941 вооружено и переклассифицировано в сторожевой корабль. Участвовало в ВОВ (несение дозоров в Финнском заливе, оборона Ленинграда). 8.7.1942 переоборудовано и переклассифицировано в тральщик, а 7.2.1948 -в гидрографическое судно. 11.3.1958 сдано в ОФП для разборки па металл.

Зарница

Зарница. Бывшая паровая яхта великого князя Михаила Алек сандровича Форос, построеная в 1891 в Англия. 21.5.1915 мобилизована и включено состав БФ. Участвовала в 1-й мировой войне (использовалось как посыльное судно) и Февральской буржуазно-демократической революции 25.10.1917, находясь на Неве в зоне Петроградского военного порта, перешло в подчинение ВРК Петроград. С 5.1918 находилось порту на хранении. С 24.10 по 28.11.1922 в качестве блокшива исполь зовалось МПО ОГПУ, после чего было сдано в Кронштадтский порт на хранение. 23.9.1924 при наводнении было вынесено па береговой откос Военной гавани и затонувшую баржу, при спаде воды потеряло остойчивость, опрокинулось и затонуло. 27.7.1927 поднято и продано тресту Рудметаллторг для разборки на металл.

Невка

Невка, с 14.4.1925 -Якобинец, с 1.1.1932 -Л-1, с 16.4.1937-ЛК-1. Бывшее портовое судно, построеная в 1905 в Гельсингфорсе (Финлян¬дия). Капитально отремонтировано в 1915. Участвовало в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции. В 4.1918 совершило переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 5.1918 находилось в порту на хранении. 30.8.1918 вновь введено в строй и переклассифицировано в посыльное судно. 23.6.1921 зачислено в состав судов ОВР МСБМ, а 22.4.1922 - СНиС МСБМ. С 18.10.1923 по 1924 вновь находилось в порту на хранении, после чего передано в бригаду ЛК МСБМ для обеспечения линейного корабля Марат. Капитально отремонтировано в 1937. 2.7.1941 вооружено и переклассифицировано в сторожевой корабль. Участвовало в ВОВ (оборона Ленинграда, несение дозорной службы в Финнском заливе). С 22.8. 1942 по 1944 находилось на консервации в ГВП КБФ, после чего передано в эскадру КБФ для обеспечения линейного корабля Октябрьская револю¬ция. В 1960 исключено из списков флота и в 1961 разобрано па металл.

Виола. Бывшый финнский товаро-пассажирский параход Фридрих Вильгельм, построена в 1893 в Бьернеборге (Финляндия). В 8.1914 мобилизована и в качестве посыльного судна включено в состав БФ. Участвовало в 1-й мировой войне и Февральской буржуазно-демократической революции 28-29.4.1917 на корабле состоялось учредительное заседание ЦКБФ, в 1917 на нем размещался Центробалт. 1.3.1918 согласно договору между РСФСР и ФСРР под лежало передаче последней. 12.4.1918 из-за невозможности проводки во льдах интернировано в Гельсингфорсе, 13.4.1918 захвачено финнами и возвращено прежним владельцам.

Нырок. Бывшый финнскийи буксирный параход Нагу, построеный в 1911 в Лехтоннеми (Финляндия). В 1915 мобилизован и в качестве посыльного судна включен в состав сил Або-Оландской шхерной позиции БФ.

Чайка. Бывшая германский товаро-пассажирский параход Регина, построеный в 1911 в Гер¬мании. Интернировано в начале 1-й мировой в. 21.5.1915 реквизировано и в качестве посыльного судна зачислено в состав БФ. Участвовало в 1-й мировой в. и Февральской буржуазно-демократической революции. 12.4.1918 вви¬ду невозможности проводки во льдах интернировано в Гельсингфорсе, захвачен германскими войсками и возвращено прежним владельцам.

Ласточка. Бывшее английское турбинное судно Каролина, построеная в 1903-1905 в Англии по типу М. 21.5.1905 приобретено Морведом для производства опытов с турбинными установками. Первоначально числилось параходом, 27.9.1907 переклассифицировано в учебное судно, и в 1914 - в посыльное судно. Участвовало в Февральской буржуазно-демократической революции. 15.10.1918 перечислено в состав ВВФ и переклассифицировано воору¬женный параход, а 7.2.1919 - в канонирскую лодку. Участвовало в гражданской войне (бои на р. Кама в 6.1919). С 15.7.1919 находилось в порту на хранении. 1.5.1920 вновь введено в строй и в качестве миноносца включено в состав ВКВФ. С 5.7.1920 вхо¬дило в МСКМ. Осенью 1921 возвращено в класс посыльных судов. В 1923 разобрано на металл.

Спутник, с 4.1918 - Лаутербах, с 11.1918 - Лайне, с 25.7 по 19.12.1941-Тральщик № 49, с 20.2.1942 - Гангутец. Заложен в 1912 в Санкт Петербурге, спущен на воду 28.6.1912, вступил в строй в 1913. До 12.3.1915 числилось портовым судном и использовалось в качестве конвоира подводных лодок. Участвовал в 1-й мировой в. и Февральской буржуазно-демократической революции. 9.4.1918 в нарушение условий Гапгеуддского соглашения захвачен в Або (Тур¬ку) германским флотом и в качестве тендера включено в состав ВМС Гер¬мании. 11.11.1918 передано германским командованием Эстонии и в качестве канонирской лодки зачислено в состав ее ВМС. С 21.6.1940 входило в состав Народного фло¬та Эстонской республики 6.8.1940 после принятия ЭССР в состав СССР в качестве посыльного судна включено в состав плавсредств СНиС КБФ. 25.7.1941 переклассифицировано в тральщик, а 19.12.1941 - в сторожевой корабль. Участвовало в ВОВ (оборона Таллина, п-ва Ханко, Ленинграда, проводка конвоев). 2-4.12.1941 совершило переход с Ханко в Кронштадт. 5.11.1945 разоружено н переформировано в гидрографическое судно. 3.1.1954 сдаио в ОФИ для разборки на металл.

 

Hosted by uCoz